Мастер-класс Сергея Слуцкого и Александры Жирновской «Метаформа презентации: от смысла к слайдам»

О том, как делать эффективные презентации и выступать с ними

Самое интересное случилось в начале. На мастер-класс пришло полсотни человек, все сели и уткнулись в телефоны. Все незнакомые, неуютно.

Ведующая вышла, представилась и сказала: «Поднимите руки, кто любит PowerPoint. А теперь кто ненавидит. Кто равнодушен? Отлично! Вот таблички с названиями команд: „Обожатели“, „Ненавистники“, „Равнодушные“. Вставайте и кучкуйтесь по командам!»

Так сложилось шесть примерно равных групп, внутри которых сразу стало уютнее. Люди еще не познакомились, но у них появилось что-то общее. Классная идея: выбрать формальный признак и по нему распределить людей по группам, задав тему для знакомства.

Полезные советы

1. Цель презентации — призвать к действию. После презентации зритель должен понять, что делать. Плохие презентации информируют, хорошие — побуждают купить, прочитать, позвонить.

2. 80% делается в голове и только 20% — на компьютере. Сначала поймите:
— цель: какое сообщение, какой аудитории, зачем доносится;
— в какой форме: для выступления в зале или для чтения с экрана;
— какие ограничения: время создания, время выступления, бюджет, гайдлайны.

3. Сначала придумайте интересную историю, а уже потом — слайды, которые ее подкрепят. Люди делают иначе: сначала придумывают слайды, а потом их объясняют. Это ошибка, потому что слайды заставляют мыслить отдельными прямоугольниками с контентом. Рассказ из них не клеится.

4. Ставьте вывод в заголовок. Это нелогично, но в презентациях перевернутая структура. Правильно, чтобы содержание слайда доказывало вывод в заголовке, а не подводило к выводу в конце. Иначе до него не дочитают. Из заголовков хорошей презентации складывается история.

5. Один буллит — один слайд. Хочется сделать список? Лучше сделайте два слайда, каждый со своей мыслью. Так вы избавитесь от перегруженных презентаций.

6. Главный герой презентации — аудитория. Как в фильме: главный герой тот, кто претерпевает изменения. Аудиторию нужно вовлекать в выступление и тем самым на нее влиять.

6. Чтобы презентацию запомнили, покажите что-то материальное. Однажды на TED выступала нейрохирург Джил Тейлор, которая вынесла на сцену настоящий человеческий мозг. Никто не обратил внимания, как ее зовут, но все запомнили презентацию и находят ее на Ютубе по фразе «ted woman human brain». Подумайте, по каким словам будут искать ваше выступление.

7. Лучше всего люди слушают в начале и в конце презентации. Пользуйтесь этим или делайте вау-презентации, которые захватят зал.

Инструменты

— Подобрать хорошо сочетающиеся цвета: Adobe Color CC.
— Планировать на бесконечной белой онлайновой доске: RealtimeBoard.

— Найти бесплатные иконки в *.png, *.svg, *.eps, *.psd: Flaticon и TheNounProject.
— Найти бесплатные шрифты — сайт с хорошим фильтром и галочкой «Кириллические»: FontStorage. Я для себя открыла Geometric Sans Serif, Proxima Nova, PermianSlabSerif, Helvetica Neue Regular.
— Скачать шаблоны диаграмм — простенькие, но тоже бесплатные: Diagrammer.
— Скачать бесплатные видео, фото и графику: Vedevo, Pexels и Pixabay.

— Нарисовать сценарий презентации — платно: майнд-карты Xmind.
— Нарисовать сценарий презентации — бесплатно: майнд-карты FreeMind.

— В Keynote можно включить автоматические направляющие: Keynote → Preferences →
Rulers.
— В PowerPoint можно удалить однородный фон на картинке: Работа с рисунками → Формат → Удалить фон.
— В PowerPoint можно автоматически расставить объекты на равном расстоянии относительно друг друга: вкладка Arrange → Align → Distribute.

Популярное