Прочитала The Productivity Project Криса Бейли

★★★★★ Книга на Google Play Books.

Очень своевременная книга про управление не только временем, но еще и вниманием и энергией.

Канадский студент Крис Бейли отклонил два лакомых предложения о работе — и вместо этого целый год тестировал на себе разные системы и приемы продуктивности.

Часть 1: пять самых полезных/интересных идей для меня (этот пост).
Часть 2: многозадачность.
Часть 3: прокрастинация (скоро будет).
Часть 4: цитаты (скоро будет).

1. Важно управлять не только временем, но еще и энергией и вниманием.

Мир перешел от экономики времени к экономике знаний. Нет смысла запланировать на весь день на сложную ответственную работу, если у тебя нет на нее сил.

Раньше люди продавали что-то, сделанное своими руками. Им сложно было оценить, сколько времени потрачено на ту или иную вещь, поэтому они оценивали в деньгах не потраченное время, а штуки товара. Работала модель «деньги за штуку».

Потом произошла индустриальная революция. Появились фабрики и рабочий день с восьми до пяти: на фабрике важно согнать всех рабочих в одно место в одно время, иначе сложные станки не заработают. Люди стали продавать вещи, сделанные на фабриках, и модель «деньги за штуку» сменилась моделью «деньги за время».

Появилась прямая зависимость между проработанным временем и заработанными деньгами. Восемь часов производства = конкретная цена в долларах. Чтобы зарабатывать больше, все занялись тайм-менеджментом.

Сейчас люди работают не на фабриках, а в офисах. Деньги все чаще платят не за продукт, а за услугу. Услуга — это не просто время, а комбинация времени, энергии, знаний и знакомств — иными словами, продуктивность. Мы работаем в модели «деньги за продуктивность».

Чтобы стать успешным, нужно управлять и временем, и энергией, и вниманием. Важна не столько продолжительность работы, сколько ее качество и эффективность.

2. С вечера определите три важных дела на следующий день.

Очень простое правило, которому очень сложно следовать.

Люди повально увлекаются списками дел и трекерами, которые помогают аккумулировать задачи и делать больше за единицу времени. Они попадают в ловушку, стараясь работать быстрее.

На самом деле надо замедлиться и работать более осознанно. Ведь важно не просто что-то делать — а делать то, что важнее всего.

Прежде чем учиться управлять своим временем, вниманием и энергией, неплохо решить, ради чего ими управлять. Надо работать не больше, а умнее.

3. Делайте самые важные вещи в своей биологический прайм-тайм.

У каждого человека свой хронотип, свои внутренние биологические часы (больше об этом в книге «Всегда вовремя» Марка Бреуса).

Они устанавливают, когда этому конкретному человеку лучше спать, есть, заниматься сексом или решать сложные задачи. Эти биоритмы определяются генетически и зависят от выработки гормонов в конкретном организме. Их нельзя изменить.

Самое продуктивное время называется биологическим прайм-таймом (biological prime-time, BPT). У каждого человека оно свое. Важно найти свой БПТ и решительно забронировать это время под самые важные задачи. Можно даже отметить его в календаре, чтобы случайно не занять ерундой :) Чем больше важного делаешь в БПТ, тем осмысленнее становится жизнь.

4. Делайте только задачи с высокой отдачей.

Обычно задачи делят на важные/срочные или высоко- и низкоприоритетные. Такое деление подсказывает, когда их выполнять.

Крис Бейли предлагает другое деление: на задачи с высокой и низкой отдачей (high-return и low-return tasks). Такое деление подсказывает, надо ли делать эти задачи вообще. Чем-то оно похоже на «свою работу» и «чужую работу» в Бюро Горбунова.

Надо построить жизнь так, чтобы выполнять только задачи с высокой отдачей. Например, для писателя задачи с высокой отдачей — писать и редактировать. Это его главная работа, она приносит ему деньги и двигает вперед.

Задачи с низкой отдачей — отвечать на письма поклонников, обновлять блог, назначать встречи, давать интервью, вести соцсети, искать издателя — помогают писателю делать основную работу и поддерживать статус. Но по сути это задачи с низкой отдачей. Чем больше он ими занят, тем меньше времени остается на написание и редактуру.

Еще раз: прежде, чем делать, — думайте, а стоит ли это ваших времени, внимания и энергии. И если это задача с низкой отдачей, делегируйте, отменяйте или сокращайте.

5. Многозадачность, прокрастинация и отдача от задачи всегда связаны.

Крис объясняет, как химия в нашем мозге заставляет нас быть многозадачными (совершенно напрасно!) и как это связано с прокрастинацией. Но многозадачность — настолько важная для меня тема, что я написала про нее отдельный пост. Про прокрастинацию тоже скоро будет.

Популярное